Издревле люди писали на самых разнообразных материалах: на скалах, на
каменных плитах, на коре деревьев, и пальмовых листьях, на глиняных
табличках, на табличках из бронзы, свинца, олова, наконец, на папирусе
из Египта и на пергамене – материале из телячьей кожи, названном так по
городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было
налажено его производство. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с
изготовлением бумаги (да и позже), пергамен оставался здесь главным
писчим материалом.
На территории современного Ирака, в государстве Шумер
библиотеки существовали уже более 50 веков назад. Археологи нашли в
раскопанных древних городах тысячи глиняных табличек с клинописью.
Ученые увидели и как хранились эти таблички, как была организована
библиотека. Таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина
завязывалась, к ней прикреплялась этикетка с надписью. Судя по этим
надписям, здесь были литературные тексты, государственные,
религиозно-культовые и хозяйственные документы, работы по математике и
сельскому хозяйству, карты, рецепты по составлению лекарств.
Сохранилась, хотя только частично, жемчужина древней поэзии – эпос о
Гильгамеше.
В середине III тысячелетия до н.э. шумеры изобрели клинопись,
которую впоследствии с определенными изменениями применяли в Ассирии,
Вавилоне, Финикии, Урарту и других государствах. Первые учебники
клинописи, составленные в XVIII в. до н.э., копировались
почти без изменений более тысячи лет и найдены при раскопках Ниневийской
библиотеки Ашшурбанипала, созданной две с половиной тысячи лет назад.
Основной способ собирания библиотек в древнем мире –
копирование документов. Ашшурбанипал рассылал по городам Месопотамии
опытных писцов, которые разыскивали драгоценные книги и снимали с них
копии. За сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов
по всем известным в то время отраслям знания. Самые спрашиваемые труды
имелись в библиотеке в нескольких копиях. Копии снимались старательно и
осмысленно. На многих табличках сохранились пометки: «С древнего
подлинника списано, а затем сверено», а иногда и имена писцов. Вместо
неразобранных слов писали «стерто», «не знаю». Переписывая очень древние
тексты, надо было заменять устаревшие знаки современными, иногда
сокращать чересчур пространный текст.
Когда Ниневия пала, захватчики сожгли город, а пески пустыни
засыпали его руины. В середине ХIХ в. английские археологи раскопали
сгоревшие дворцы, храмы – и нашли библиотеку. Несмотря на грозное
предостережение, начертанное на одной из табличек – «того, кто посмеет
унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашпур и Белит, а имя
его и его наследников навсегда пусть будет предано забвению в этой
стране» – глиняные таблички упаковали в ящики и отправили в Лондон.
Огромного труда потребовала их обработка и расшифровка: ведь таблички
были разбиты и разрознены. Помогли не только знания и мастерство ученых,
но и порядок, в котором содержалась когда-то Ниневийская библиотека.
Каждая книга в ней имела штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей,
которому бог Нату и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи,
чтобы разыскивал творения писателей моего царства». Таблички хранились в
специальных глиняных кувшинах. В библиотеке был каталог: на специальной
табличке указывалось название произведения (это была его первая
строка), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке
прикреплялась этикетка с названием отрасли знания. (Этот каталог
восстановлен совместными усилиями ученых многих стран, получившиеся пять
томов изданы в Лондоне в ХIХ в.). Рубрики обозначались примерно
следующим образом: грамматика, история, право, обычаи, знания о природе,
география, математика, астрономия, магия, религия, легенды и сказания.
В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во
дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока
археологи не нашли столько юридических документов, как на территории
городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник
законов царя Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. и при котором Вавилон достиг наибольшего процветания и могущества.
Библиотеки Древнего Египта пережили свой расцвет во II тыс. до н.э.
Они размещались по всей стране, во дворцах и храмах, а также в
своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни». Для письма
использовался папирус книги из него хранились в ящиках и глиняных
кувшинах или в специальных футлярах. До наших дней дошло несколько
каталогов, высеченных на стенах книгохранилищ.
Здесь религио
...
Читать дальше »