О пользе чтения книг детям
В наше время предназначение книги в жизни людей, и детей в частности,
постепенно меняется. Еще каких-то пару десятков лет назад книга была
своего рода учителем, ведущим ребенка по тернистому жизненному пути.
Сейчас же мы живем в век информационных технологий и объем информации,
которую требуется поглощать и перерабатывать детям, растет непомерными
шагами. И, в свою очередь, книга становится лишь источником информации.
На прилавках можно найти познавательную и справочную литературу на любой
цвет и вкус, прекрасно оформленную, красочно иллюстрированную и
написанную доступным для детей языком.
И, хотя количество книг растет, вместе с которыми растет и объем
воспринимаемой детьми информации, становится все меньше книг,
посвященных моральным и нравственным аспектам жизни. Детям становится
сложнее формировать представление о том, что есть хорошо, а что есть
плохо, т.к. в книгах все более размытыми становятся ответы на вопросы
социальной реальности. В связи с этим возрастает необходимость
совместного обсуждения с ребенком того, что он прочитал и какие он
сделал выводы - как у него формируется видение окружающей реальности.
Кроме того не секрет, что практически все продаваемые сегодня товары,
в том числе и книги, ориентированы на общество потребления. А значит,
читатель (равно и маленький читатель) часто использует книгу всего лишь,
как источник сиюминутного развлечения. Спрос рождает предложение - и
здесь круг замыкается: информация, подаваемая детям, постепенно лишает
их способности самостоятельно думать. То же самое "льется" из радио и
телевизора. А качественная литература стоит очень и очень дорого. И уже
сложно найти такую культурную среду, в которой любой ребенок, даже из
самой неблагополучной семьи, мог бы получить достойное нравственное
воспитание.
Вот тут-то и встает вопрос: если родители хотят, чтобы их дети читали
больше, что сами они для этого делают? Какие книги и как часто читают
сами взрослые, показывая пример младшему поколению? Обсуждают ли
прочитанное со своими детьми и читают ли книги детям сами?
Для детей очень важно, чтобы родители иногда читали им вслух.
Совместное чтение имеет большое значение для того, чтобы ребенок
благополучно развивался в семье. И важно это не только тогда, когда
ребенок еще сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети так
ждут, когда же, наконец, у их мамы с папой появится хоть минутка для
них. Но сейчас, к сожалению, часто совместное чтение заменяет просмотр
мультфильмов. Конечно же, нет ничего плохого в том, что есть много
хороших и интересных мультфильмов, но они не могут заменить книгу. И
причины для этого очевидны.
Даже если не брать в расчет потенциальный вред, наносимый глазам при
длительном просмотре телевизора, есть более важный аргумент: когда
ребенок читает книгу, то он, включая всю свою фантазию и
индивидуальность, учится думать и формировать образы персонажей и
ситуаций, в которые эти персонажи попадают. В мультфильме же сюжет и
образы персонажей заранее заданы и вполне однозначны, что не
подразумевает развитие фантазии у ребенка.
И все же, самой важной особенностью совместного чтения является то,
что, будучи определенным способом общения родителей с детьми, это
священнодействие помогает сохранять и поддерживать связь и хорошие
взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно теряются при
нашем темпе жизни. Чтобы ребенок рос и развивался в нормальной
психологически здоровой атмосфере, общение с родителями должно быть
полноценным, и внимание родителей он должен получать целиком и
полностью, а не вперемешку с просмотром телевизора, разговором по
телефону или приготовлением пищи. И этот особенный тип общения способен
донести до ребенка свои воспитательные взгляды и ценности непринужденно,
ненавязчиво и в соответствии с интересами ребенка, затрагивая важные
ребенку ценности.
Рассмотрим еще несколько важных аспектов формирования ребенка как личности с помощью книги.
Ощущение значимости своей личности и ценности своих мнений и интересов
Если родители читают те книги, которые интересуют их ребенка,
обсуждают с ним прочитанное и пытаются понять его мнение, то у ребенка
формируется здоровое самомнение, ощущение значимости своего "Я", своих
интересов и потребностей. Ведь ему уделяют внимание самые главные люди
на свете - родители.
Воспитание ребенка в безопасной среде
В то время, когда родители и дети сидят в дружной семейной
обстановке, обнявшись друг с другом, и заняты совместным увлеченным
занятием, таким как чтение книги, у детей формируется ощущение комфорта и
безопасности, близости и защищенности в обществе родителей. Это очень
сильные эмоциональные моменты, нужные для формирования здоровой
личности.
Решение жизненных проблем, получение опыта
Существует ряд жизненных ситуаций и переживаний, которые могут
оказаться пугающими и болезненными для ребенка, с которыми ребенку очень
трудно справиться. Книга в таких ситуациях помогает разрядить нервное
состояние. Любой человек, а ребенок - в особенности, читая увлекательное
художественное произведение, порой даже неосознанно, ставит себя на
место главного героя, проходя (прочитывая) вместе с ним трудный путь,
наполненный победами и поражениями, переживаниями, страхами и
воодушевлениями. Сопереживание и "проживание" жизни героя помогает
ребенку избавиться от собственных страхов и проблем в реальной жизни.
Формирование мировоззрения и ценностей
Оказывая огромное влияние на идеалы нравственности ребенка, книга
помогает формировать правильные ценности. Герои книг дружат и предают,
сочувствуют, проявляют самоотверженность, чувство долга и чести. На
примерах ситуаций, в которые они попадают, ребенок учится различать
добро и зло, различать добродетели и узнает их ценность. Родителям важно
помочь своим детям провести параллели этих ценностей в жизни.
Формирование моделей поведения
Также, через книгу ребенок учится моделировать свое поведение,
применять полученные знания в жизни: как правильно решать конфликтные
ситуации, как заводить отношения, поддерживать дружбу, ставить и
добиваться целей. А совместное обсуждение поможет избежать ошибок
понимания этих моделей.
Как следствие, в таких читающих семьях, особенно, если папы не
исключают себя из процесса воспитания ребенка, царит гармония и
доброжелательная обстановка. И такие семьи, как правило, более
благополучны, в них низкий уровень семейных разногласий и насилия.
Источник: http://knigabest.ru
|